Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом школы на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В соответствии с основными задачами школы выстраивается система управления образовательным процессом:
1 уровень:
Педагогический совет.
Директор школы.
Общее собрание трудового коллектива.
Совет школы.
2 уровень:
Заместители директора по учебно-воспитательной работе
Методический совет
Начальник хозяйственного отдела (завхоз)
3 уровень:
ШМО классных руководителей
ШМО учителей начальных классов
ШМО учителей гуманитарного цикла
ШМО учителей естественно-математического цикла
Временные творческие коллективы
Социально-психологическая служба
4 уровень:
Ученический Совет Самоуправления (УССУ).
Ученическая конференция.
Проектирование оптимальной системы управления образовательным учреждением осуществляется с учетом социально-экономических, материально-технических и внешних и внутренних условий в рамках существующего законодательства Российской Федерации.
Первый уровень структуры – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). Директор школы определяет совместно с педагогическим коллективом, Советом школы стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы.
Педагогический совет – коллективный орган управления школой, который, принимая важные и значимые решения, решает вопросы, связанные с реализацией программы развития, выявляет и рассматривает проблемы, подготовленные администрацией школы, несет коллективную ответственность за принятые решения.
Родители реализуют свое право участвовать в управлении образовательным учреждением через участие в работе Совета школы.
Совет Школы включает в себя различные категории граждан и охватывает все стороны жизни образовательного учреждения. В состав Совета школы входит 25 человек, которые участвуют в учебно-воспитательном процессе школы в рамках Положения о Совете школы.
Совет школы — коллегиальный орган самоуправления образовательного учреждения, реализующий принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием в условиях модернизации образования.
Второй уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителей директора. Этот уровень представлен методическим советом, аттестационной комиссией.
Заместитель директора по воспитательной работе организует внеурочную воспитательную работу с детьми, работу органов ученического самоуправления. Контролирует состояние воспитательной работы, отслеживают уровень воспитанности учащихся, работает с детьми, требующими особого педагогического внимания, отвечают за связь с внешкольными учреждениями.
Методический совет — коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят заместители директора по учебно-воспитательной, воспитательной работе, руководители МО, психолог. Цель его деятельности заключается в обеспечении условий для анализа, планирования, согласования и координации деятельности коллектива по разработке и реализации программы развития школы. Создается МС (методический совет) по решению педсовета приказом директора школы.
Служба административно—хозяйственной части обеспечивает условия для нормального и стабильного функционирования учебно-воспитательного процесса, сохранения и развития материально-технической базы школы. Руководит службой начальник хозяйственного отдела.
Заместитель директора по учебной работе осуществляют управление функционированием: контролируют выполнение государственных стандартов образования, отслеживают уровень сформированности ЗУНов, общеучебных умений и навыков, необходимых для продолжения образования, уровень обученности и обучаемости учащихся.
Руководители методических объединений, несут ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса.
Третий уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления).
Методические объединения учителей начальных классов, естественно-научного цикла, гуманитарного цикла, учителей художественно-эстетического цикла являются ведущим учебно-научно-методическим структурным подразделением школы, осуществляющим учебно-методическую, опытно-экспериментальную работу, а также работу по повышению квалификации учителей. ШМО (методические объединения) создают условия для профессионального развития учителей как субъектов педагогической, исследовательской, проектировочной, коммуникативной, организационно-управленческой деятельности.
Временные творческие коллективы учителей школы, осуществляют опытно-экспериментальную деятельность по освоению и использованию образовательных технологий, обеспечивающую построение развивающей личностно ориентированной практики образования в школе. Они создаются для разработки и обновления нового содержания образования средствами реализации опытно-экспериментальных программ. Содержание деятельности ВТК заключается в освоении теоретико-методических и методологических основ педагогического эксперимента, в разработке и осуществлении мониторинга его процессов и результатов, экспертизы практической деятельности.
Социально—психологическая служба предназначена для организации помощи педагогам в решении проблем дифференциации образовательного процесса. Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению в школе, при переходе на более высокую ступень образовательной системы, выполняет профориентационную и профконсультационную работу, способствующую осознанному выбору учащимся профиля обучения с учетом их интересов, способностей и возможностей. Обеспечивает профилактическую психокоррекционную и консультативную работу с учащимися и их родителями.
Четвертый уровень организационной структуры – уровень обучающихся. По содержанию – это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем соуправления.
УССУ – орган ученического самоуправления, который планирует и организует внеурочную деятельность учащихся. Курирует работу совета заместитель директора по ВР.
Объектом школьного самоуправления является ученический коллектив, в первую очередь его жизнедеятельность. Для проведения коллективных творческих дел создаются временные объединения школьников, которые объединяют в группу детей разного возраста. Деятельность их основывается на методике коллективной творческой деятельности.
Классные органы самоуправления организуют внеурочную работу внутри класса, согласуя свою деятельность с советом старшеклассников. Направляет работу детей классный руководитель.
5. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ (из Устава)
5.1. Управление Школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом на принципах демократичности, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности и основывается на принципах единоначалия и самоуправления.
5.2. Отношения между Учредителем и Школой определяются договором, заключенным между Школой и Учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. Учредитель в рамках своей компетенции имеет право:
-выступать инициатором реорганизации или ликвидации Школы;
-утверждать Устав Школы, дополнения и изменения к нему, выступать инициатором внесения изменений и дополнений к Уставу;
-назначать Директора Школы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о труде;
-участвовать в управлении Школой через органы управления и самоуправления образовательного учреждения;
-осуществлять комплексное и тематическое инспектирование деятельности Школы;
-выполнять другие контрольные функции в отношении Школы, возложенные на Учредителя федеральными нормативными правовыми актами;
-доводить лимиты бюджетных обязательств;
-оформлять разрешение на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от иной приносящей доход деятельности.
5.4. Трудовой коллектив составляют все работники Школы. Полномочия трудового коллектива Школы осуществляются Общим собранием членов трудового коллектива. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 списочного состава работников школы.
5.4.1. Компетенция Общего собрания трудового коллектива Школы.
5.4.2. Общее собрание трудового коллектива Школы имеет право:
-разрабатывать предложения для внесения изменений в коллективный договор в установленном порядке;
-принимать локальные акты в пределах своей компетенции;
-обсуждать поведение или отдельные поступки членов коллектива и принимать решения о вынесении общественного порицания в случае виновности.
5.5. Управляющий Совет Школы– коллегиальный орган, наделѐнный полномочиями по осуществлению управленческих функций в соответствии с Положением об Управляющем Совете школы.
5.6. Педагогический совет Школы – коллегиальный орган, осуществляющий методическое руководство деятельностью Школы, принятие локальных актов в пределах своей компетенции, разработку программы и концепции развития Школы, перевод обучающихся в следующий класс, допуск к итоговой аттестации, организацию работы по выявлению, распространению и обобщению педагогического опыта, а также иные функции в пределах своей компетенции в соответствии с Положением о Педагогическом Совете.
5.7. В целях содействия администрации Школы в обеспечении оптимальных условий для организации образовательного процесса, в организации и проведении общешкольных мероприятий, в защите законных прав и интересов обучающихся, дружественных отношений среди участников образовательных отношений Школа имеет право создавать Родительский комитет, Службу примирения, Совет отцов, Совет бабушек Совет дедушек и т.д., действующих на основании Положений. Основной целью их деятельности является укрепление связи семьи и школы в деле воспитания, обучения, профилактика негативных проявлений среди обучающихся.
5.8. В целях всестороннего развития личности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся в Школе могут создаваться объединения различной направленности.
5.9. В Школе могут создаваться на добровольной основе органы ученического самоуправления для обсуждения вопросов, касающихся интересов обучающихся.
5.10. Непосредственное руководство Школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию Директор, назначаемый Учредителем.
5.10.1. Директор несет ответственность перед обучающимися, родителями (законными представителями), государством, обществом и Учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и настоящим Уставом.
5.10.2. Компетенция Директора. Директор:
-организует образовательную и хозяйственную деятельность Школы;
-издает приказы, распоряжения по Школе и другие локальные акты Школы, обязательные к исполнению работниками Школы;
-выдает доверенности; -без доверенности представляет Школу и действует от имени Школы;
-в установленном порядке заключает договоры с юридическими и физическими лицами;
-распоряжается имуществом и денежными средствами Школы в пределах прав, предоставленных ему настоящим Уставом, может открывать счета в кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
-от имени Школы осуществляет действия по реализации прав владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с Уставом);
-принимает на работу, увольняет с работы и переводит сотрудников Школы с одной должности на другую в соответствии со статьями Трудового кодекса Российской Федерации;
-осуществляет расстановку кадров Школы в соответствии со штатным расписанием и несет ответственность за их квалификацию;
-утверждает должностные инструкции работников;
-приостанавливает решения Совета Школы, приказы и распоряжения в случае их противоречия законодательству Российской Федерации;
-обеспечивает полноту и качество воинского учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, из числа работающих (обучающихся) в Школе;
-осуществляет иную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом.
Директор несет ответственность за:
-нецелевое использование бюджетных средств;
-принятие обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств.